Методы коррекции аутизма у детей
31 октября 2018

Методы коррекции аутизма у детей

 

Лечение детей с аутизмом – это длительный, сложный, трудоемкий процесс, который истощает не только физически, но и психологически. Медикаментозное лечение при аутизме не имеет эффекта. Лекарственные препараты необходимо использовать только для купирования сопутствующей симптоматики. Основной способ лечения – это психотерапия и социальная адаптация.

Существует несколько методов коррекции аутизма. Наибольшего результата можно добиться, применяя несколько методов одновременно. Концептуальную основу составляют методики TEACCH и ABA. Кроме этих методик сопутствующей является предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция), песочная терапия, иппотерапия, дельфинотерапия, кинезотерапия и т.д. – это не специальные виды терапии для аутизма. Они могут послужить очень положительными стимулами для ребенка-аутиста, но при этом аутизма у него не станет меньше.

Методика TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read) исходит из того, что взрослые должны создать ребенку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из нее все раздражающие факторы. Весь день ребенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок. Всем вещам присуждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребенка и установления контакта со специалистом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.

ABA – методика модификации поведения, подходит для тяжелых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются. Специалистом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Уникальная методика сотрудников Института коррекционной педагогики Российской академии образования проф. О.С. Никольской, Е.Р. Баенской – это один из наиболее продуктивных в настоящее время вариантов работы с детьми с РДА. В первую очередь безусловна необходимость ранней диагностики заболевания и определении степени нарушения. Выбор стратегии тесного сотрудничества психолога с родителями ребенка и другими специалистами: психиатрами, неврологами, терапевтами и т.д. Активное применение игровой терапии, модифицированного варианта холдинг – терапии, дает заметные результаты. Данная работа должна быть методичной и пролонгированной.

Медикаментозного лечения, позволяющего вылечить аутизм,  не существует. Медикаментозная терапия может быть эффективной для решения сопутствующих проблем – агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности и т.д. Главное же и почти единственное лечение для аутичных детей – общение и обучение. То есть – реабилитация и интеграция в общество.